Особенности смысложизненных ориентаций в зрелом и пожилом возрасте

Страницы работы

Фрагмент текста работы

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего профессионального образования

 «МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра психологии развития

Курсовая работа на тему:

ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ЗРЕЛОМ И ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ

Научный руководитель:

Магистр психологии, ассистент

Работу выполнил:          студентка I курса

Москва – 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению смысложизненных ориентаций личности…………………

1.1  Смысложизненные ориентации в исследованиях зарубежных и отечественных психологов………………………

1.2  Динамика смысложизненных ориентаций на разных возрастных этапах………………………………………………………………

1.3  Психологические особенности личности в зрелом и пожилом возрасте…………………………………………………………….

Глава 2. Методы исследования особенностей СЖО личности в зрелом и пожилом возрасте…………………………………………………………………

2.1. Описание методов исследования СЖО…………………………

Заключение…………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………………

Приложение…………………………………………………………..


                                ВВЕДЕНИЕ

Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости. Очень много внимания в психологии уделяется изучению особенностей развития человека в период детства, подростковый период и период юности. Между тем процесс развития не останавливается, он  продолжается в зрелом и пожилом возрасте. Противоречия и кризисы, самопознание и самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования.            

В последние годы интерес к проблемам людей старшего поколения заметно возрос. Процесс демографического старения сейчас приобрел беспрецедентные масштабы, которые не имеют аналогов за всю историю человечества. Старение населения характеризуется увеличением доли пожилых людей (60 лет и старше) при сокращении доли детей (в возрасте до 15 лет) и населения трудоспособного возраста (от 15 до 59 лет).

Человек, проходя через определенные этапы становления личности, приобретает уникальный жизненный опыт, убеждения, представления, что в дальнейшем помогает создать базу для формирования его целей в жизни, для осмысления своего бытия, то есть поиска смысла жизни (смысложизненных ориентаций) и способствует осмыслению бытия.

Смысложизненные  ориентации  —  это  состояние  направленности  личности  на  достижение  смысложизненных  ценностей  и  смысла  жизни.  Вектор  этой  направленности  формирует  текущие  задачи,  деятельность  личности  и  в  конечном  итоге  влияет  на  отношение  к  окружающему  миру,  характер,  поведение  и  т.д.  Смысложизненные ориентации, как и любые психические образования, имеют свою динамику. В процессе жизни человека смысложизненные ориентации изменяются по содержанию, эмоциональной окрашенности, регуляторному вкладу в бытие и эта динамическая тенденция прослеживается на всем пути существования человека.

Находясь в зрелом или пожилом возрасте, человек дает собственную оценку пройденной части жизни, сквозь призму своего жизненного опыта смотрит на совершенные поступки, сформировавшиеся предпочтения и убеждения, в большей степени задумывается о смысле своей жизни, т.е. смысложизненных ориентациях,  поэтому данная тема заинтересовала меня своей актуальностью и новизной.

Цель исследования: изучить и сравнить смысложизненные ориентации личности в зрелом и пожилом возрасте.

Объект исследования: смысловая сфера личности.

Предмет исследования: особенности содержания смысложизненных ориентаций личности в зрелом и пожилом возрасте.

Гипотеза: Смысложизненные ориентации личности в зрелом и пожилом возрасте имеют различия. Смысложизненные ориентации в зрелом возрасте в большей степени направлены на будущее, они ориентированы на реализацию личности в профессиональной и семейной сферах. В пожилом же возрасте смысложизненные ориентации направлены на сферу семьи, моральную поддержку начинаний и достижений детей и внуков и общение с ними, поддержание собственного здоровья.

В соответствии с выделенными целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

1.Изучить психологические особенности личности в зрелом и пожилом возрасте.

2. Сформировать комплекс методов по изучению особенностей личности в зрелом и пожилом возрасте.

3. Выявить содержание смысложизненных ориентаций личности в зрелом и пожилом возрасте.

4. Сравнить направленность и содержание смысложизненных ориентаций

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
118 Kb
Скачали:
0