Методические указания по определению основных условий технологии перевозки.Требования к оформлению и составу курсового проекта, страница 21

Учитывая, что наиболее жесткие условия в рейсе возникают при накренениях судна при бортовой качке, опрокидывающий момент в условиях курсового проекта принимается равным статическому моменту нагрузок относительно основной плоскости z), т.е.           Мс = Мz

Мv- кренящий момент от давления ветра, тс*м.

В реальных условиях исходные данные содержатся в судовых документах. Величина кренящего момента Мv считается постоянной за весь период накренения судна и определяется по формуле:

Мv = 0,001 • рv * Аv z,     тс*м                            [ 2.60.]

где: рv-  давление ветра, кгс/м2 (принимается в зависимости от плеча парусности и района плавания судна - см. табл. 10 Прил. 1);

Аv- площадь парусности судна, м2  (см. табл. 22 Прил. 1).

Для нахождения Аv по указанной таблице необходимо использовать значение средней осадки судна в загруженном состоянии в морских условиях плавания. Для перехода средней осадки в пресной воде на среднюю осадку судна в морской воде необходимо применить формулу 2.8.;

z - плечо парусности - отстояние центра парусности от плоскости действующей ватерлинии, м (равно разности между отстоянием центра парусности от ОП и средней осадке судна в морских условиях плавания). В условиях курсового проекта z определяется по приближенной формуле:

z=    ,        м                                            [2.61.]

где: L - длина судна, м (см. табл. 7 Прил. 1)

2.6.2.   Проверка по исправленной начальной метацентрической высоте

Исправленная начальная метацентрическая высота определяется по формуле:

h = zmzg - ∂h , м                                                    [ 2.62.]

где: h - исправленная метацентрическая высота, м

zm - возвышение поперечного метацентра над основной плоскостью, м (см. табл. 16 Прил. 1)

zg - аппликата центра тяжести судна, м (здесь zg = zиg согласно расчета по разделу 2.5. и таблице 2.6)

h - поправка на влияние свободных поверхностей в балластных и прочих судовых танках и цистернах, м (условно принимается равным 0);

Исправленная начальная метацентрическая высота по требованиям РМРС и РРР всегда должна быть положительной, для лесовозов больше 0,1 м, для контейнеровозов больше 0,2 м.

2.6.3.   Проверка по максимальному плечу диаграммы статической остойчивости

Для построения диаграммы статической остойчивости в зависимости от типа судна используется формула

l ст = lф  -   (zg  + ∂h) sin Θ   ,      м                            [2.63.]

или

l ст = lф + hsin Θ   ,      м                                          [ 2.64.]

где:   l ст ־ плечо статической остойчивости (восстанавливающее плечо), м

lф - значение плеч остойчивости формы, м (определяется по таблице пантакорен, для условий курсового проекта см. табл. 21 Прил. 1)

Θ - угол крена, град.

Необходимо построить диаграмму статической остойчивости судна и определить максимальное плечо статической остойчивости (lmax ), которое должно быть:

lmax  ≥ 0,25 метра для судов L ≤ 80 метров и

lmax  ≥ 0,20 метра для судов L ≥105 метров.

Для промежуточных длин судов величина lmax  определяется интерполяцией.

2.6.4.   Проверка но углу заката диаграммы статической остойчивости

Предел положительной статической остойчивости или угол заката (угол обрыва) диаграммы статической остойчивости должен быть равным или более 50 градусов.

Θ ≥ 50 град

Фактический угол заката (угол обрыва) определяется по диаграмме статической остойчивости

2.6.5.   Проверка по амплитуде качки

Амплитуда качки (соответствующий угол крена) вычисляется по формуле:

Θm = YX1 • Х2 * К, град                                       [2.65.]

где: Y - множитель, принимаемый по таблице 11 Приложения 1 в зависимости от района плавания и отношения , град;

X1 - множитель, принимаемый по таблице 12 Приложения 1 в зависимости от отношения В/dcср   (безразмерный);

Х2 - множитель, принимаемый по таблице 13 Приложения 1 в зависимости от коэффициента общей полноты судна Св (безразмерный);

К - коэффициент, принимаемый по таблице 14 Приложения 1 в зависимости от отношения Аk/LВ , выраженного в %, где Аk - суммарная габаритная площадь боковой проекции брускового киля в м2, а LВ - произведение длины судна на его ширину.