Теоретические основы исследования в особенностях развития речевой деятельности в дошкольном возрасте

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Задания, направленные на анализ литературного текста с позиций связанности (понимание темы, структуры) Задания на придумывание рассказа;

Задания на придумывание рассказа по серии сюжетных картинок. Исходя из этого, констатирующий эксперимент был разбит на 2 этапа.

На I этапе, мы определяли умение детей анализировать предложенный литературный текст с позиции связанности. Данная диагностика проводилась в виде заданий и состояла из 3-х частей:

1 часть – задание на выявление понимания темы и выделения основных структурных частей и определения названия текста.

2 часть – задания на выявления умения детьми пересказать текст, при этом сохранять структуру, полноту содержания и использовать связи данные в тексте.

3 часть – задание на выявление понимания нарушения целостности текста и умения додумывать упущенные части.

Первые две части первого этапа диагностики проводились с каждым ребенком в отдельности, как на занятиях, так и в свободное время. Последний этап диагностики проводился со всеми детьми сразу в форме дидактической игры «Определи и дополни».

Исходя из анализа полученных результатов, была составлена сводная таблица. Благодаря математической обработке полученных данных, мы получили следующее:

45% детей не сразу понимают тему литературного текста в четком ее выражении, а скорее начинают пересказ всего текста;

35% детей отвечают не по существу темы, а данные ответы следует отнести к низкому уровню;

И лишь 20% детей четко выражают тему литературного текста, что свидетельствует о высоком уровне.

Далее, исходя из сводной таблицы, мы определили, что:

35 % детей при пересказе сохраняют структуру литературного текста, но в полном объеме используют связи лишь 20%;

15% детей диагностируемой группы не могли справиться с заданием, даже с помощью наводящих вопросов педагога;

Остальные 50% детей задания выполнили, но лишь благодаря дополнительным вопросам.

Исходя из результатов диагностики, на умения определять структурные компоненты литературного текста, мы получили следующие результаты:

Четко видят отсутствие концовки лишь 60% детей, 70% четко видят отсутствие середины текста, и лишь 15% видят отсутствие начала.

Исходя из этого, была составлена следующая гистограмма:

II этап констатирующего эксперимента был направлен на выявление умения детьми составлять рассказ, сочинять сказку.

В ходе проведения данной диагностики детям предлагалось придумать сказку или составить рассказ и дать им название. Данное задание выполнялось с каждым ребенком индивидуально и оценивалось по следующим критериям:

Выраженность содержания;

Соответствие названия содержанию;

Логичность, законченность построения;

Грамматическая правильность речи;

Использование выразительных средств языка.

Лишь 15% детей диагностируемой группы умеют полно раскрывать тему придуманного рассказа, при этом составляют достаточное количество предложений (9-12), используют различные средства связи: местоимения, лексический повтор, многообразие глаголов.

Особое место в их сочинениях занимают такие средства выразительности речи как: эпитеты, сравнения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Данная категория детей проявляла в своих сочинениях эмоциональность и умение управлять интонациями голоса.

Большей же части детей, а именно 60% справились с заданиями , но имели погрешности в таких компонентах, как объем рассказа (не более 5-7 предложений), ошибки в раскрытии темы( по ходу рассказывания уходили от выдвинутой темы сочинения), не достаточное использование речевых связей (употребляли лишь местоимения и глаголы), количество пауз было превышено (от 3-7), рассказывание лишено интонаций и повышено количество повторов.

Таким образом, для наглядной оценки, была составлена следующая гистограмма:

 

2 часть данного диагностирования состояла из выявления умения детьми составлять рассказ по пейзажной картине. Исходя из полученных данных диагностики, мы выявили, что в ходе

Похожие материалы

Информация о работе